Лучшую лошадь для — для российского спорта!
07.10.2008
Олег Всеволодович Шейко, заводчик ганноверских лошадей и владелец племенного хозяйства "Элитар", ставит перед собой задачу предоставить российскому конному спорту лошадей, которые способны не только участвовать, но и выигрывать на Олимпийских играх. О современном состоянии ганноверского породы в России и в мире, о ПКХ "Элитар", о том, что уже сделано и о планах на будущее - читайте в нашем интервью.
Олег Всеволодович, как и почему вы начали заниматься коннозаводством?
Я начал ездить верхом, когда я находился на дипломатической работе в Аргентине. Это страна, где лошади и верховая езда очень популярны. Затем, когда я работал первым заместителем председателя Правительства Республики Хакасия, продолжил занятия конным спортом, и наконец, «дозрел» до необходимости купить свою лошадь. Это был ганноверский жеребец Вашингтон, который до сих пор жив-здоров и прекрасно себя чувствует в «Элитаре». Я заинтересовался происхождением Вашингтона, и из этого вырос настоящий большой интерес к ганноверской породе. Следующим моим шагом стала покупка нескольких ганноверских кобыл, которых мы собирали по всей стране. Однако, на этом я не остановился, и поехал на родину породы, в Германию. Вернувшись в Россию, я другими глазами посмотрел на тех лошадей, которые были у меня в собственности, и принял решение полностью сменить поголовье. Были закуплены лошади в Германии, из своих старых маток я оставил несколько голов, включая кобылу Вегу, мать Вашингтона, которой сейчас уже 20 лет, но которая продолжает давать отличных жеребят. В дополнение к своим трем высшим образованиям я окончил специальный курс для коннозаводчиков в Фердене (Германия), продолжаю активно собирать информацию и общаться со своими коллегами в России и за рубежом. Коннозаводство – это очень увлекательный и творческий процесс.
Племенное хозяйство Элитар – это крупное коннозаводческое предприятие. Расскажите, пожалуйста, немного о нем.
Во времена перестройки на землях в окрестностях деревни Дешино, где располагалось опытное хозяйство учхоза Михайловское МСХА им. Тимирязева, была построена молочная ферма. Проект осуществлялся совместно с австрийцами, и предприятие должно было стать образцовым примером ведения дел в сельскохозяйственной отрасли. Затем ферма несколько раз меняла хозяев, и в конце концов я взял в аренду постройки и землю, на которой она находилась. Сейчас ПКХ Элитар – это 50 гектаров земли, на которой располагаются несколько конюшен, крытый манеж, хозяйственные постройки, а также левады и пастбища. Ежегодно мы проводим испытания молодняка – день ганноверской лошади, на который с удовольствием ждем всех в гости, и, конечно, те, кто интересуется ганноверской породой, могут приехать в «Элитар» в любое время.
Почему вы выбрали для разведения ганноверскую породу, а не какую-то другую?
Ганноверская порода – одна из самых успешных в мире. Она уже много лет лидирует среди мировых студбуков в рейтинге Всемирной ассоциации заводчиков спортивных лошадей по выездке. Лошади ганноверской породы показывают исключительные результаты в выездке, но заводчикам ганноверов не дают спать лавры их конкурных соперников, и несколько лет назад в рамках породы начата программа выведения лошадей конкурных линий. Для этого экспертная группа провела осмотр и оценку всего поголовья ганноверских лошадей, допущенных к племенной работе, и отобрала тех, кто имеет хороший прыжок и годится для конкура. Поэтому я считаю ганноверскую породу современной универсальной породой спортивных лошадей, с которой очень интересно работать. Я стараюсь не просто заниматься вывозом лошадей из Германии, а привнести на российский рынок технологии, которые уже давно и успешно работают в ганноверской породе по всему миру.
Все ваше поголовье сосредоточено на конюшнях «Элитара»?
Нет. В Элитаре у меня стоит несколько жеребцов и около 20 кобыл. Здесь я занимаюсь лошадьми выездковых линий. В Германии у меня также находятся несколько кобыл, но конкурных линий, так как в плане доступности жеребцов самого высокого класса там дело обстоит гораздо лучше, чем у нас.
Вы выращиваете лошадей для какого-то определенного сегмента рынка? Кого вы бы хотели видеть в рядах ваших потенциальных покупателей?
Моя мечта – это получить и вырастить лошадь, на которой наш, российский спортсмен поедет на Олимпийские игры. Среди своих потенциальных покупателей я вижу прежде всего спортсменов, которые ставят перед собой задачу – показывать как можно более высокие результаты. Я предлагаю им лошадей, которые могут в этом помочь.
Каковы ваши критерии отбора жеребцов в производители?
Это очень сложный вопрос. Коннозаводство – это в первую очередь творчество. При подборе жеребцов у нас часто опираются только на их происхождение. Это правильно, но лишь отчасти. Я рассматриваю вопрос более широко, стараюсь изучать всю информацию, которую можно получить про жеребца, советуюсь со специалистами. В Германии издается множество литературы и каталогов, в которых можно найти достоверную информацию практически по каждой лошади, о ее потомстве, о кобылах, на которых использовался каждый конкретный жеребец, и о полученных результатах.
На ваш взгляд достаточно ли взаимодействуют между собой спортсмены и заводчики в России?
На мой взгляд – недостаточно. Большая проблема, которую я вижу в нашей стране – это взаимное недоверие заводчиков и спортсменов. Заводчики не верят, что спортсмены могут помочь раскрыть спортивные качества лошади, а спортсмены не верят, что заводчики могут им дать высококлассную лошадь. Отсутствие критического отношения к собственной деятельности приводит к тому, что каждый ищет причину неудач, прежде всего в других, а не в себе, находя массу оправданий отсутствию результатов. Я готов сотрудничать со спортсменами: предлагаю приехать в Элитар, посмотреть поголовье, попробовать под седлом. Сейчас прорабатываем возможность отдавать лошадей в аренду. Кроме того, при продаже лошадей, я стараюсь быть честным с покупателем – мы делаем нашим лошадям рентгены и регулярные ветеринарные осмотры. Всю эту информацию я готов предоставить потенциальным клиентам. К сожалению, у нас пока более популярны покупки лошадей за рубежом, но, место рождения не является признаком высокого качества. В Германии ежегодно рождается несколько тысяч лошадей, а чемпионов среди них единицы.
Какова разница между разведением ганноверов в Германии и в России?
Принципиальная. В Германии существует государственная заводская конюшня в Целле, где содержатся несколько сот жеребцов, которые предоставляются для случки владельцам кобыл. В начале каждого случного сезона жеребцы распределяются по случным пунктам в разных местах Германии, и информация о том, где «работает» какой жеребец широкодоступна. Каждый год происходит ротация, и владельцы кобыл могут планировать, каким жеребцом ее покрыть. Если бы я жил в Германии, я считался бы там крупным заводчиком, так как там больше владельцев 3-5 кобыл. Естественно, что от этих жеребцов можно купить замороженную сперму. Кроме завода в Целле существует еще несколько частных конных заводов, которые тоже предлагают к случке интересных жеребцов.
В Германии зарегистрировано 20 тысяч маток ганноверской породы. Ежегодно рождается около 8 тысяч жеребят. Из них к участию в керунгах отбирается несколько сотен, а к 70-дневным испытаниям – не более 80-90 голов. Таким образом, достигается задача допускать в разведение только лучших жеребцов, которые оцениваются не только экстерьерно, но и по качеству движений, характеру, отдатливости в работе.
Что касается России, что начнем с того, что здешние ганноверские лошади являются, по сути, контрафактной продукцией. В Ганноверском союзе существует селекционная программа, и те лошади, которые в ней не участвуют, не считаются принадлежащей к породе. У нас ганноверы разводятся в замкнутой популяции, практически без прилития крови, и по собственным селекционным планам. ПКХ «Элитар» с самого начала своего существования решило, что вся племенная работа здесь будет вестись в соответствии с планами Ганноверского союза и в тесном контакте с немецкими специалистами.
В настоящий момент нами разработан трехлетний план ассимиляции поголовья ганноверских лошадей, рожденных на территории России. Мы предлагаем всем владельцам ганноверов привезти своих лошадей на испытания, с участием российских и немецких экспертов. Те лошади, которые соответствуют стандартам ганноверской породы – получат тавро и племенные документы, остальные будут занесены в реестр спортивных полукровных лошадей, но они не будут иметь права называться ганноверами. Это позволит нам четко определиться с критериями качества ганноверских лошадей. Пока же получается, что я вкладываю средства в выращивание качественных лошадей, а рядом на рынке под той же маркой идет продукт совсем другого качества.
Вы предпочитаете сохранять жеребят до того момента, как начинаете работать с ними под седлом, или продаете незаезженными?
Мы стараемся продавать их в более позднем возрасте, заезжаем их сами, и более того, придумали интересный проект – пригласили к нам известную спортсменку и берейтора Ингрид Вилькенс. Она работает в Германии в хозяйстве Хоф Клемайер, в «Элитаре» ею были протестированы и подработаны несколько молодых лошадей. Ингрид также поделилась опытом по подготовке лошадей с нашими берейторами, и помогла им в работе. Мы предполагаем, что такие визиты станут постоянными.
Существует расхожее мнение, что немцы видят в россиянах конкурентов и никогда не помогают им искренне. Так ли это?
Из моего собственного опыта я не могу сказать, что это так. Я ценю немцев за их честность. Они никогда не будут завышать оценки лошади для того, чтобы сделать приятное ее хозяину, кем бы он ни был. Бывали случаи, когда жеребята, рожденные в хозяйстве у президента Ганноверского Союза, не проходили отбор на керунг. Однако, при этом оценочная комиссия всегда может объяснить, по какой причине это произошло. У меня много друзей в Германии, и они никогда не отказывали мне в помощи. Я считаю себя не российским коннозаводчиком, а заводчиком ганноверских лошадей в мире, где нет границ. К сожалению, у меня пока бывает больше гостей из-за рубежа, чем из России, но я надеюсь, что качество моих лошадей будет говорить само за себя.
Каковы на Ваш взгляд основные достижения «Элитара» в плане коннозаводства на данный момент?
На настоящий момент в хозяйстве сформировано маточное поголовье высокого класса, с 2007 года в племенное использование был введен жеребец WORLD DIAMOND O, прошедший керунг и 70-дневный тест, проверенный по потомству и получивший пожизненную лицензию Ганноверского союза на племенное использование. Мы являемся учредителями и членами Ганноверского клуба России, который является полноправным членом Ганноверского Союза. В этом году во время испытаний молодняк, рожденный в хозяйстве в 2008 году, был таврен немецким тавром. Молодых лошадей, рожденных в нашем хозяйстве, уже можно видеть на стартах по конкуру и выездке, и там они показывают хорошие результаты. Ежегодно мы проводим испытания лошадей «Ганноверский день», и в следующем году планируем расширить его рамки и сделать его в рамках «Эквироса», чтобы привлечь внимание широкой публики, как любителей, так и специалистов к ганноверской породе.
Олег Всеволодович, большое спасибо за интервью и желаем Вам успехов в осуществлении Ваших планов!
Автор: Е. Штатнова
С сайта: www.equestrian.ru
Все необходимые товары для ваших любимых питомцев вы можете приобрести в каталоге нашего интернет-магазина онлайн или обратившись к нашим менеджерам по телефону.
← Назад к списку