Top.Mail.Ru

8 383 214-61-23

8 953 761-45-15

8 800 250-56-64

звонок бесплатный

Время работы: пн-пт 6:00-15:00 по Москве

3438 товаров
в наличии

Доставка по России
и странам СНГ

Ваша корзина
готова к заказам
Отзывы о нас
Нам доверяют
ПОСМОТРЕТЬ ОТЗЫВЫ
новости
09.04.2024
В разделе подкормок и лакомств новинки от Российской инновационной компании НПО ПРОБИО.
09.04.2024
В нашем магазине снова в наличии весь размерный ряд популярных ботинок и сапог из кожи, а также краг из неопрена.
09.04.2024
Рады сообщить вам, что мы запустили в продажу электронные подарочные сертификаты.

Кавказские национальные конные игры

03.09.2008

Народы Кавказа всегда отличались большой любовью к лошади. Это животное было для них и средством передвижения по трудным горным дорогам, и помощником в повседневном труде и верным товарищем в на поле брани. Лошадь не только заботливо выращивали и воспитывали, но и тщательно тренировали и готовили для любых сложных жизненных обстоятельств. И одной из самых распространенных форм такой подготовки были разнообразные конные игры, нередко имитирующие боевые ситуации. Конными играми сопровождались и все праздники и торжественные события. В играх закалялись и учились мастерству верховой езды молодые джигиты. Традиции конных игр не угасли у кавказских народов и в настоящие дни. Особенно полно сохранились они у народов Грузии и Азербайджана.

В Грузии искусство верховой езды и правила подготовки лошадей к военному использованию были известны уже в IV веке до нашей эры. Уже через столетие в стране был построен первый ипподром для проведения различных конских состязаний. По преданию он находился вблизи города Кутаиси. Подлинного расцвета достиг здесь конный спорт в 16 — 17 столетиях нашего времени. В эти годы было известно более 360 конных игр и их элементов, регламентированных правилами.

В наше время в Грузии культивируются такие игры, как Цхенбурти, Исинди, Кабахи, Тарчия, Мкердаоба, Мокнева, Мтидан Дашвеба и ряд других, являющихся в ряде случаев разновидностью перечисленных. Наибольшее распространение в центральной части страны и в районах Абхазии имеет игра Цхенбурти. В этой игре встречаются две команды. По современным правилам в каждой команде шесть игроков, один вратарь, два защитника и три нападающих. Всадники вооружены ракетками на длинных ручках — «чогани». У ракеток слабо натянутая, провисающая сетка. Площадка для игры может иметь от 150 до 300 метров в длину и 75 — 120 метров в ширину. Ворота имеют произвольные размеры, но близки, как правило, к футбольным. Участники играют резиновым мячом, диаметром в 12 — 15 см. Цель игры — забросить в ворота соперника больше мячей. Игра очень динамична, темпераментна, длинные передачи, перехват мяча в воздухе, захват его у соперника на полном скаку, подъемы с земли и резкие броски — все это делает игру исключительно зрелищной и захватывающей. Игра проводится двумя таймами по 10 минут с перерывом. Цхенбурти имеет несколько разновидностей. В одной из них спортсмены играют индивидуально, здесь побеждает тот всадник, который сумеет за время игры большее число раз поймать мяч своей ракеткой и снова подбросить его высоко в воздух. В другой командной разновидности игроки посылают мяч только из положения на земле и не могут играть им в воздухе.

Одной из самых увлекательных конных игр, безусловно, остается игра Исинди. Она имитирует военное сражение с использованием дротиков. Правила этой игры таковы. Полем игры может служить прямоугольная ровная площадка длиной около 100 метров и шириной около 20. Нередко игра проводится на скаковой дорожке ипподрома. Встречаются две команды по 6 — 8 всадников. Они выстраиваются в шеренгу каждая на своей стартовой линии, между которыми должно быть 80 метров. Перед каждой штрафной линией примерно в 15 метрах по центру устанавливается шест, обозначающий место поворота. Каждый всадник вооружен легким бамбуковым дротиком длиной в 120 — 150 см, с мягким наконечником. По сигналу судьи всадник одной из команд выезжает к штрафной площадке противников и бросает в их сторону свой дротик. Затем, резко обогнув шест, обозначающий поворот устремляется к своей команде. В тот же момент из рядов соперников за ним вырывается один из игроков и стремится поразить его броском своего дротика. Независимо от результатов броска он также должен обогнуть ограничитель и постараться уйти от поражения дротиком соперника. Все это происходит на предельной резвости лошадей и основой успеха является быстрый поворот перед шеренгой соперников. За поражение всадника броском дротика команде начисляется 2 балла, за попадание в лошадь — 1 балл. В случае, если преследуемый джигит сумеет поймать дротик до того как он поразит его или его лошадь он получает 2 балла в пользу своей команды. Игра проходит в два тайма, с переменой стартовых позиций. В каждом тайме должны принять участие в погоне все игроки команды.

Исинди, действительно, непревзойденная по накалу и зрелищности игра, среди зрителей здесь не бывает равнодушных, а каждый удачный бросок встречается аплодисментами и восторженными выкриками. Нарушения правил в этой игре штрафуются отрицательными баллами. Особый штраф дается за укол дротиком соперника или его лошади без броска.

Одной из древнейших грузинских конных игр предстает игра Кабахи. Она также имитирует моменты боевых действий вооруженных всадников. Сущность ее такова. Игра может проводиться как в командном, так и в личном варианте. На удлиненной площадке (также нередко на скаковой дорожке) со стороны противоположной от зрителей устанавливается шест высотой в шесть метров. На его вершине ставится чаша (в свое время золотая или серебряная) или резиновый мяч диаметром в 15 см. Шеренга участников игры выстраивается на расстоянии 40 — 50 метров от шеста. По сигналу судьи один всадник поднимает свою лошадь в галоп и, приблизившись к шесту, не замедляя движения, выстрелом из лука стремится попасть в мишень. Каждый всадник имеет право на две попытки. В командном зачете результат определяется по сумме попаданий в цель. В личных соревнованиях при равенстве попаданий проводятся дополнительные попытки.

Игра Тарчия напоминает известную у нас игру лисичка. Здесь порядок таков. Девушка, избранная судьей игры выбирает из числа желающих четверых джигитов. Одному из них она повязывает на руку платок. По сигналу игроки разъезжаются по ограниченной площадке и затем трое начинают погоню за четвертым с целью завладеть платком. Если кому-то удается это сделать, он повязывает платок на свою руку и все повторяется. Побеждает тот, кто удержит платок до конца времени игры. Игра часто носит шуточный характер, где кроме техники управления лошадью зрители оценивают и артистические способности всадников.

Силовой и порой даже жестокий характер носит игра Мкердаоба. Здесь два всадника одновременно галопом въезжают на ограниченную площадку размером 12 на 6 метров. И, посылая друг на друга своих лошадей, стремятся вытолкнуть соперника за пределы игрового поля или повалить его лошадь. В игре разрешается пользоваться хлыстом, что делает ее очень острой. Игра может носить личный или командный характер. В последнем случае соперничают несколько пар игроков. Поединок каждой пары длится 5 — 6 минут. Если ни один из джигитов не покинет площадки, то судьи определяют победителя по характеру борьбы.

В игре Мокнева всадник демонстрирует уменье управлять лошадью на узкой площадке (4 — 5 метров) длиной до 25 метров. От него требуется с места поднимать лошадь в резвый галоп, резко тормозить у самого края площадки, разворачивать лошадь практически на месте, менять направление движения и поворотов. Словом, тут необходима идеальная выезженность коня и безупречное его чувство всадником. Судят такую игру очень опытные и авторитетные судьи. По преданиям раньше игроки умудрялись выполнять эти упражнения в пределах площади разостланной на земле бурки.

Очень популярна у горцев и старинная игра, а вернее сказать соревнование, под названием Мтидан дашвеба. Это, по существу, достаточно продолжительная скачка по резко пересеченной местности с преодолением естественных препятствий. В этой скачке всадники сидят на лошадях без седел. В области поясницы лошадей перевязывают кушаками, за которые участники могут держаться на крутых спусках. Здесь также разрешается в особенно сложных участках маршрута спрыгивать с лошади и бежать с ней в поводу. Такие соревнования вырабатывают и грузинских всадников исключительную смелость, ловкость, умение мгновенно реагировать на возникающие препятствия и конечно требуют отличной выездки лошадей. Нередко в этой скачке участвуют и женщины.

Все грузинские игры требуют специального типа и сложения лошадей. В большинстве случаев для этого подходят низкорослые, но удивительно выносливые и цепкие в горах лошади местных пород — тушинской и менгрельской. В ряде случаев, особенно при играх Исинди и Цхенбурти требуются и более резвые и рослые лошади. Для этих целей особенно подходят англо-арабские лошади. Конные игры Грузии обычно приурочиваются к большим праздникам и торжествам и собирают многочисленные аудитории зрителей и болельщиков. Такие игры часто сопровождаются музыкой и песнями в исполнении фольклорных коллективов, богато украшаются цветами, что в сочетании с нарядными одеждами участников делает их особенно красочными и привлекательными. Не случайно, показ этих игр на Всесоюзных праздниках коннозаводства всегда было гвоздем программы и с восторгом встречался зрителями.

В Азербайджане также с глубокой древности популярны народные конные игры. В их числе наиболее известны: Низаки нетум, Папах Оюну, Кыз куумай, Сюр папах и Човган. Азербайджанские игры менее чем грузинские связаны с боевыми элементами, но они не менее зрелищны, а порой и драматичны. Одной из самых распространенных из числа этих игр является Низаки нетум. Это пожалуй единственная игра сохраняющая отношение к боевому искусству всадников. В современном варианте для этой игры отводится дорожка, на которой с интервалами в 5 метров размещается пять стоек. На первой лежит копье, за ним на земле глиняная пирамида, на следующей стойке лежит мяч, затем кольцо диаметром в 50 см, далее граната и вновь кольцо. Всадник на полном галопе должен поднять копье, нанести им удар в глиняную пирамиду, сбить копьем мяч, кинуть копье в кольцо, поднять гранату и также кинуть ее в кольцо. Результат игры определяется по чистоте выполнения каждого приема и по резвости прохождения маршрута. Зачет в игре может быть как личным, так и командным.

Игра Папах оюну носит скорее шуточный характер. В ней пять всадников, среди которых одна девушка. Стремятся снять с головы соперников папаху, сохранив свою. Папаху с головы девушки при этом снимать нельзя. Выигрывает тот, кто к моменту завершения времени игры (она продолжается обычно 10 минут) будет иметь больше папах.

Исключительно красочна и зрелищна игра Кыз куумай, что в переводе означает догони девушку. Джигит и его спутница, а вернее соперница выезжают на скаковую дорожку. Девушка становится на 12 — 15 метров впереди и по сигналу судьи начинается скачка, дистанция которой ограничивается, как правило, 400 метрами. Если всаднику удается догнать девушку, он получает право обнять и поцеловать ее на скаку. Счастливчик всячески выражает теперь свой восторг. Он подбрасывает и ловит на ходу свою папаху, приподнимается в седле, все в нем ликует. Но это еще не конец игры. В обратную сторону участники стартуют в другом порядке. Теперь джигит получает фору, а девушке предстоит его догонять. Тут, правда, уже не до поцелуев. Догнав незадачливого ухажера, всадница награждает его увесистыми ударами плетки, которые бываю тем сильнее, чем большую наглость проявил он, догнав партнершу. Всадник корчится в седле, стремится свеситься на другой бок лошади, закрывает голову руками, охает при каждом ударе, все в нем молит о пощаде. И чем артистичнее проходит эта игра, тем больше удовольствия доставляет она зрителям.

Игру Сюр папах часто называют конным баскетболом. И она действительно очень напоминает эту игру. Две команды играют меховой папахой или имитирующим ее обшитым мехом мячом. На краях площадки произвольного размера (но не менее чем 80 на 30 метров) устанавливаются на два шеста высотой по 3 метра с кольцами диаметром 50 см на вершинах. Вокруг шестов размечается штрафная площадка диаметром 5 метров. В состав команды входит 4 нападающих и 2 защитника, которые могут играть только на своей половине поля. Игра проводится в два тайма по 10 минут. Цель игры — забросит большее количество раз папаху в кольцо противника. При этом засчитываются только броски, выполненные из за линии штрафной площадки. Основная трудность игры заключается в том, что упавшую на землю папаху можно поднимать лишь, не слезая с лошади.

Древняя игра Човган была широко распространена у азиатских народов. Одна из ее разновидностей широко культивировалась и в Азербайджане. Човган — это прародитель конного поло. Здесь также две команды с помощью специальных клюшек стремятся загнать мяч в ворота соперников. В современной редакции правила этой игры таковы. На достаточно большой площадке, по коротким ее сторонам устанавливаются ворота шириной в 3 метра с полукруглыми штрафными площадками радиусом в 6 метров. Игра ведется резиновым или сплетенным из кожаных ремней мячом. Клюшки могут быть различными по форме. У азербайджанских конников они напоминают чабанскую ярлыгу. В каждой команде по 6 всадников, из которых четверо выполняют роль нападающих, а два — защитников. Последние могут играть только на своей половине поля. Удары по воротам разрешается наносить только из-за пределов штрафной площади. Продолжительность игры 30 минут, в два периода. Хорошо подготовленные команды показывают слаженную, динамичную игру. Човган имеет распространение также у таджиков и узбеков.

Как и у народов Грузии, в азербайджанских конных играх особенно успешно используются лошади местных пород: карабахские и делибозские. В последнее время стали популярны также лошади терской породы и англо-арабские. Конные игры и соревнования народов Кавказа представляют очень большой интерес и за пределами этого региона. В большинстве своем они не требуют сложного оборудования и инвентаря, а освоить правила их проведения может практически каждый достаточно квалифицированный всадник. Такие игры могут украсить любой праздник, придав ему разнообразие и подарив волнующие моменты. Многие из этих игр могут проводиться в ходе туристических поездок и прогулок всадников. Представляют интерес они и для развития уверенности и ловкости участников конных охот.

← Назад к списку

Читайте также: